ГОРОД

ВЯТСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
ОСНОВАНИЕ ВЯТКИ.

Выходцы из Новгорода, которые не хотели оставаться в отечестве, когда в нем дела обратились противно их сочувствиям, поплыли на судах по Волге. Дошли до Камы и поставили городок, намереваясь там жить. Но прослышав, что далее на восток живут вотяки в земле привольной, богатой и укрытой лесами, часть колонистов отправилась далее по Каме. Затем они вошли в реку Чепца. Продвигаясь, жгли и разоряли вотяцкие жилища, укрепленные земляными валами.
Вотяки были народ мало воинственный, пришли в страх от нападения неожиданных гостей и разбежались. По реке Чепца новгородцы вошли в реку Вятку и, проплыв по ней пять верст, увидели на высокой горе Болванский городок. Случился день Бориса и Глеба. Новгородцы стали призывать на помощь этих святых. Святые помогли им, и они взяли городок. Множество вотяков было побито, остальные разбежались. Русские построили здесь церковь Бориса и Глеба и назвали городок Никулицын.
Те, которые остались прежде на Каме, узнали, что их братья нашли себе лучше приют, бросили свой городок и поплыли по Каме, а потом по Вятке. Напали на черемисский городок Каршаров. Услыхав, что святые Борис и Глеб помогли их соотечественникам при взятии Болванского городка, стали и они призывать этих святых. И им помогли святые Борис и Глеб. В угоду русским напустили на черемисов видение. Тем представилось, будто на них нападает многочисленное войско. Тогда одни из них пустились врассыпную, а другие без боя отворили победителям ворота.
Завоевавши Каршаров, новгородцы переименовали его в Котельнич и послали партии разведывать, нельзя ли чего еще завоевать. Между тем, и те, что утвердились в Болванском городке, послали поискать, какие есть по далее земли. Хотелось им найти удобное место, где бы построить еще город. При устье реки Хлыновицы, на высокой горе, место им поправилось, и они заложили город, и назвали его Хлынов - это нынешняя Вятка. Предание осталось, будто река Хлыновка названа так новгородцами оттого, что они на этом месте услышали крики диких птиц: хлы! Хлы!
Основание Хлынова не обошлось без чудес. Когда новгородцы стали строить город, то увидали деревья, чудодейственно приготовленные неведомою силою и приплывшие к месту построения города. Построив детинец, новопоселенцы поставили в нем церковь. Этот городок с северо-запада и юга опоясан был глубоким рвом, а с востока защищался крутым берегом и рекою Вяткой. Вместо городской стены служили жилища, плотно поставленные одно близ другого задними стенами на внешнюю сторону. Место было удобное. Такой крепости было на первый раз достаточно против туземцев. В средине городка вырыли колодезь, поставили земскую избу для управления и винокурню. Так основался Хлынов.
Жители его прозвались вятчане, по имени реки, носившей туземное название Вятки, и вся земля, занятая новопоселенцами, названа была Вятскою Землею. Население Вятского края возрастало, как естественным путем, так и приливом новых пришельцев из Устюга, Новгорода и других мест. Недовольные ходом дел в отечестве нередко убегали в Вятскую Землю. Так около Хлынова образовался посад, обнесенный деревянными стенами с башнями.
Мало-помалу стали возникать селения и погосты. Имеются краткие упоминания о том, что переселенцы терпели набеги от вотяков и черемис, которые, конечно, смотрели неприязненно на новых обитателей своего отечества, а потом от татар Ногайской и Золотой Орды, появившихся на берегах Волги и Камы. Поэтому все русские поселения были укреплены. Неоднократно русские выдерживали нападения и отбивали врагов. Их подвиги оставались в народной памяти с героическим блеском. Однажды толпа поселенцев,  расселявшихся в окрестных землях, подверглась нападению. Русские бежали и в бегстве оставили образ Николая чудотворца. Много времени спустя после этого события, в 1383 году, какой-то поселянин зачинал поселение близ той горы, где потерян был образ, и выбрал себе место для усадьбы на берегу ручья. Как-то, отправившись в лес за деревом, он увидел свет и по нему обнаружил образ. Поставил его у себя в ново отстроенной избе. Около него стали селиться другие. Заводилось и умножалось поселение. Образ оказался целебным и чудотворным, и в избу поселянина стали стекаться богомольцы. Весть об этом дошла до хлыновского духовенства, и оно стало помышлять, как бы приобрести такое сокровище для города. Жители деревни долго ни за что не уступали образа. Едва городские жители упросили их уладить дело так, чтоб из Хлынова ежегодно совершать крестный ход в эту деревню и приносить туда образ. Таким образом, установлен был ход в деревню, построенную на берегу реки Великой.
Внутреннее устройство Вятки нам неизвестно в подробностях. Верно только то, что вятчане управлялись сами собою, вечем - по образцу новгородскому. Хлынов был главный город всей земли. Под его первенством другие, из которых известны Котельнич, Никулицын, Орлов, Слободской.
По новгородскому обычаю устроены были погосты, к которым тянули деревни. Несмотря на сходство в нравах с новгородцами, - по известию вятского летописца, - вражда господствовала между Новгородом и Вяткой. Новгород, считая Вятку своим поселением, домогался от нее такой же зависимости, как от двинских колоний. Вятчане ни за что не хотели ему подчиняться и платить дани.
ПОКОРЕНИЕ ВЯТКИ.

Вятка, одна из всех русских земель, управлялась без князей. Одна сохраняла чистое народоправство, и не нуждалась в княжеской власти. Природа помогала ей защищаться и от метрополии, и от князей. Трудно было провести к ней войско сквозь непроходимые леса. Одним вятчанам были известны пути в своем отечестве, которые не сидели в покое. Там больше, чем где-нибудь, распространено было ушкуйничество. Постоянно не расположенные к Новгороду вятчане, однако не чуждались новгородских ушкуйников, разгуливавших на востоке без воли Великого Новгорода, и наполняли их шайки. Плавая в судах по Каме и по Волге, вятчане грабили гостей бесерменских и нападали на татарские жилища.
Когда уже московское самовластие начало и до них добираться, они упрямо оборонялись против него, отчаянно не желая повиноваться Москве. Видно было, что Москва внушала им такую ненависть, что они не поддались искушению воевать своих непримиримых врагов, татар, которые издавна беспрестанно грабили и разоряли их, где только могли.
Великий князь послал на Вятку рать под предводительством Шестака-Кутузова. Но этот воевода поладил с вятчанами. Они как-то оправдали себя, и он воротился, не сделав им зла. Иван Васильевич двинул на них в 1489 году другое сильное войско, под главным предводительством князя Данилы Щени и Григория Морозова.
С ними пошли тверичи, вологжане, устюжане, двиняне, вожане, каргопольцы, белозеры, жители берегов Выми и Сысолы. Иван умышленно составил это ополчение преимущественно из северных соседей вятчан, которые были их давними врагами, терпели от них много раз набеги и разорения, и теперь с охотою шли мстить своим извечным недругам. Даже татар казанских послал московский государь на Вятскую Землю мстить за всю старую злобу. Войска было, по сказанию архангельского летописца, шестьдесят четыре тысячи. Эта страшная сила прошла опустошительной грозою по Вятской Земле и 16-го августа явилась под Хлыновым. Вятчане, так смело презиравшие могущество московского государя, решаясь не покоряться тому, кто уже подчинил себе Новгород, конечно, не ожидали, чтобы столько гостей, да еще таких старых знакомых, явилось у них под стенами. Сопротивляться было невозможно.
Они поняли, что не откупятся ни данью, ни службою. Тогда они отворили ворота, ударили челом и выдали троих требуемых зачинщиков. Воеводы приказали их тотчас же заковать и отдать устюжанам, их врагам, под наблюдение. У воевод уже было заранее приказание, что им делать. Они развезли Вятку, по сказанию одного летописца, всю, а по известиям других, только больших людей. Великий князь приказал их расселить в Боровске, Алексине, Кременце, и дать им поместья. Торговых людей поселил в Дмитрове, а коноводов приказал высечь кнутом, а потом повесить.

Компиляция статьи «Вятский край и его история» интернет издания «Я русский» www.iamruss.ru
COPYLEFT © PESNEVIK 2019
www.000webhost.com